Новости

МЧС России

Москва

Москва

Лента новостей

Главная Северо-Западный федеральный округ Мурманская область

23 апреля 2014 года Обыкновенная сенсация

Неизвестные страницы истории становления пожарного дела на Мурмане.

Работа автомобильного журналиста, да еще историка, таит много интересных и неожиданных поворотов. Казалось бы, история Компании Scania в России изучена буквально по дням, и вдруг . . .

Ох, уж это «вдруг»! Из Пресс-службы ГУ МЧС России по Мурманской области приходит письмо, к которому приложена небольшая фотография:

Уважаемая Ольга Александровна!

Высылаю фотографию первого пожарного автомобиля в Мурманске, предположительно Scania.

По предварительной информации, машина была закуплена в 1918 году в Норвегии.

Тогда Мурманская область входила в состав Архангельской губернии.

Очень надеюсь получить от Вас информацию:

- действительно ли этот автомобиль производства Scania;

- если есть документы, когда точно и кем был закуплен автомобиль;

- если получится - способ его доставки в Мурманск (по воде или жд);

- технические характеристики автомобиля, в том числе дата его производства.

С определением марки все оказалось до простого просто. На фотографии отлично видны типичные для марки Sania (и Scania-Vabis) очертания радиатора и эмблемы над ней. Принадлежность автомобиля подтвердили и эксперты в Сёдертелье. А вот с годом выпуска и моделью дело обстояло сложнее.

Ну, начнем, хотя бы с того, что значительная часть и без того не большой фотографии оказалась напрочь испорченной временем. Надо было избавиться от пятен и следов царапин чтобы «вытянуть» детали автомобиля. За работу взялся один из известнейших наших автомобильных фотографов Юрий БРИТОВ. За много лет работы в автомобильной прессе он «пропустил» через объективы своих камер не одну тысячу самых разных машин и смог не просто дорисовать то, чего не было, а дополнить утраченные места в полном соответствии с конструкцией автомобилей тех лет. На ювелирную работу ушел почти месяц, но зато теперь можно было разглядеть многие характерные детали автомобиля.

Теперь можно было начинать восстановление родословной мурманской находки. Как показывает анализ фотографий грузовых автомобилей Scania, Vabis и Scania-Vabis 1910 – 1916 годов, у автомобилей было крайне мало единых внешних признаков, таких как оперение, капот, крылья, внешнее освещение, двери, расположение органов управления, конструкция и размеры колес, по которым можно было атрибутировать модель.

Вместе с тем, можно выделить овальную форму капота, свойственную автомобилям Vabis, в то время, как у автомобилей Scania капот имеет прямоугольные боковины. Обращает внимание разный угол наклона рулевой колонки, причем конструкция рулевого механизма Scania ближе к устройству исследуемого автомобиля.

В качестве аналога исследуемого автомобиля мы выбрали 2 модели, с которым он имеет больше всего общих признаков.

Так, пожарный автомобиль Scania-Vabis 1912 года имеет специальное шасси пожарного автомобиля, о чем говорит размещение на подножке инструментального ящика, чего не было у обычных грузовых автомобилей. Оба автомобиля имеют практически одинаковые габариты, размеры и вместимость отделения для пожарной бригады, наличие брызговиков у передних крыльев, что в те годы было редкостью.

А почему, собственно, в качестве возможного аналога выбрана «пожарка» 1912 года? Именно в 1912 году компания Scania-Vabis начала выпуск пожарных автомобилей, причем, по весьма примечательному поводу. В этом году в Стокгольме проходили Олимпийские игры, и Scania-Vabis передала городу два пожарных автомобиля на шасси кареты скорой помощи выпуска 1910 года для дежурства на олимпийских объектах.

Однако, извсех имевшихся в нашем распоряжении моделей специальный легкий армейский автомобиль Faltambulans Typ II выпуска 1916 года оказался гораздо ближе к мурманской «пожарке». Обращает на себя внимание одинаковая форма крыльев, капота, защита двигателя, брызговик за рамой вдоль подножки, наличие дополнительной фары со стороны водителя на передней стенке открытой кабины без дверей, схожие габариты. Откуда взялось это сходство? В 1914 году компания Scania-Vabis переходит на использование единого радиатора и его облицовки, что, в свою очередь, вызвало разработку единого капота и крыльев для легковых и развозных автомобилей. В 1916 году компания выпускает легковой автомобиль Type I на шасси 2121 с четырехцилиндровым рядным бензиновым двигателем 1241 мощностью 22 и более мощным двигателем 1343 (80x140 mm), 30 л.с. На агрегатах этого автомобиля выпускалось несколько моделей легких фургонов, а позже – тот самый легкий армейский грузовик. От всех выпускавшихся в те годы грузовых и пожарных автомобилей все машины на шасси Type I отличает наличие карданного вала (вместо цепей) и пневматических шин.

Есть еще одно обстоятельство, позволяющее исключить мурманскую находку из числа серийных пожарных автомобилей. Специальные пожарные автомобили выпуска 1915 - 1916 годов имели длинное шасси с выступающими далеко вперед рессорами и примитивными крыльями без брызговиков, с колесами разного диаметра с цельнолитыми шинами. Причем, последнее обстоятельство крайне важно для выбора аналога, и вот почему. Пневматические шины на грузовых автомобилях появились только после 1921 года, когда их выпуск впервые в мире начала немецкая фирма Continental, а легковые и легкие грузовые и развозные автомобили оснащались «пневматиками» практически с начала ХХ века.

Это позволяет сделать достаточно обоснованный вывод, что в Мурманск попал один из армейских автомобилей на шасси 2121 с двигателем1241 или 1343 выпуска 1916 года, который был приспособлен под пожарную машину по аналогии с моделью 1912 года. В принципе, это мог быть просто серийный армейский бортовой автомобиль с обычных кузовом и лавочками вдоль бортов для перевозки личного состава безо всяких переделок, о чем, кстати, говорит отсутствие какого-либо специального пожарного оборудования.

Вместе с тем, у автомобиля из Мурманска совершенно другой наклон рулевой колонки, а главное – левое расположение руля, в то время как Scania-Vabis выпускала автомобили только с правым расположением руля. Вероятно, автомобиль делался на экспорт, в том числе, и в Норвегию, согласно версии мурманского музея.

Для более детального анализа необходимо запросить в архиве Scania информацию об армейских автомобилях выпуска 1916 года, включая фотографии.

Как наиболее вероятная, рассматривается только одна версия попадания автомобиля в Мурманск – с английским экспедиционным корпусов, вошедшим в город в начале 1918 года и остававшимся здесь до осени 1919 года.

Леонид КРУГЛОВ, Любовь ИЛЬИНА

Новость на сайте МЧС Мурманской области

Версия для печати Новость была получена автоматически с источника в 2014:04:23 16:31 (МСК)

Регионы России: СЗФО, Мурманская область

Другие тэги

Все новости по тэгу ""

Календарь новостей

Интернет-приемная
Мурманская область

Последние новости

Все новости